Исследование изучения мотивации школьников к изучению информатики
[ Скачать с сервера (68.5 Kb) ] | 25.02.2009, 14:03 |
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки. Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Поэтому целью моего исследования является исследование мотивации школьников к изучению таких предметов, как математика и информатика. Исходя из этого, были определены задачи исследования: 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. 2. Выявление преобладающих мотивов учения детей и их роли в учебной деятельности. 3. Изучение уровня познавательной активности и применение эффективных приемов для развития положительных мотивов учения. 4. Провести сравнительный анализ успеваемости и качества знаний по предмету, участия в предметных олимпиадах и конкурсах. Для достижения цели и задач исследования были выбраны следующие методы и формы: беседы со школьниками, родителями; анкетирование учащихся; наблюдение за развитием учеников; сравнительный анализ успеваемости учащихся, участия в олимпиадах и конкурсах. Исследование проводилось в 3 этапа. На 1 этапе провела анкетирование учащихся. Цель анкетирования — выявить преобладающие мотивы учения детей и их роль в учебной деятельности. Учащимся предложила карточку, на которой указан ряд возможных внутренних и внешних мотивов учебной деятельности. Каждый должен внимательно прочесть все пункты анкеты и подчеркнуть те из них, которые соответствуют его стремле¬ниям. Содержание анкеты: 1. Учусь потому, что интересно. 2. Учусь потому, что сейчас все учатся. 3. Учусь потому, что заставляют родители. 4. Учусь, чтобы получить удовлетворение от достигнутых успехов. 5. Учусь потому, что хочу больше знать. 6. Учусь потому, что нравится учитель. Полученные данные занесла в таблицу: Количество учащихся Внутренние мотивы Внешние мотивы На уроке интересно Хочу больше знать Удовлетворение от достигнутых успехов Заставляют родители Все учатся Нравится учитель Нач. Кон Нач Кон Нач. Кон. Нач. Кон Нач. Кон Нач. Кон 5 класс (14 уч.) 6 12 3 10 - 7 - - 3 1 14 10 %от общего числа 43% 86% 21 % 71% 0 % 50% 0 % 0% 21 % 8% 100% 71% 10а10б классы (34 уч.) 21 30 8 20 5 24 2 - 18 5 16 9 % от общего числа 62% 88% 23 % 59% 15 % 71% 6% 0% 53% 14% 47% 26% Выявив преобладающие мотивы учения испытуемых школьников в беседах с учениками и опросах родителей, сделала выводы о необходимости создания благоприятных условий для развития положительных мо¬тивов учения учащихся путём применения эффективных приёмов в обучении. На 2 этапе, исходя из результатов исследования, определила приёмы, которые были использованы для развития познавательной активности учащихся на уроках математики и информатики. Считаю, что большое значение для развития познавательной активности учащихся имеет грамотное использование следующих приемов: 1. Апелляция к жизненному опыту детей: вместе с учащимися обсуждаем хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Отмечу, что апелляция к собственному опыту учащихся всегда сопровождается рефлексией, т.е. анализом собственных действий, собственного состояния, своих ощущений. Это накладывает определенные ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации, в частности, уже потому, что такая рефлексия должна вызывать положительные эмоции. Так, например, при изучении тем по Базам данных предлагаю учащимся купить монитор. При покупке решаем вопрос о его технических характеристиках. Предлагаемые детьми варианты приобретения весьма разнообразны, но всегда возникает вопрос о фирме – производителе. Производим поиск конкретной информации через Интернет в базах данных по фирмам, что и является основной темой урока. 2. Создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов: перед учащимися ставлю некоторую проблему, решая которую ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить на уроке. Так, на уроке математики привожу пример 2*2=5. Рассмотрим доказательство, что 4:4=5:5 – верно, выносим общий множитель 4(1:1)=5(1:1), сократим на скобку и получаем, что 4=5, а это парадокс. 3. Ролевой подход и деловая игра: на таких уроках каждый ученик выступает в роли того или иного действующего лица. Например, на практической работе по составлению алгоритмов класс делится на группы, где каждый участник группы выполняет определенную роль (исполнитель алгоритма, заголовок алгоритма, действия алгоритма ит.д.), что требует более тщательной подготовки как со стороны учителя, так со стороны и учащихся. А это гарантирует успех урока у учащихся. 4. Решение нестандартных задач на смекалку и логику: этот прием постоянно применяется почти на всех уроках информатики, так как я их использую в качестве разминок на уроках, либо для разрядки, смены вида работы в течении урока, и для дополнительного решения дома. Они помогают выявить одаренных детей в классе. 5. Игры и конкурсы: для того, чтобы удержать внимание ребенка в течение урока провожу игровые и конкурсные ситуации на уроках. Так, предлагаю учащимся поиграть в игры: «Веришь, не веришь», «Ищи ответы в приведенном тексте», «Крылатые слова», «Программистские версии русских пословиц» и т.д. 6. Кроссворды, сканворды, ребусы, презентации и т.д.: данный прием применяю для проверки знаний. Предлагаю им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке их. При изучении темы «Устройства компьютера» ученики самостоятельно приготовили сканворд, используя программу Microsoft Office Excel. Также, начиная с 7 класса, учащиеся самостоятельно готовят презентации. Создание презентаций процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. Так, для подготовки проекта ученик сначала проводит огромную научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества. Учащиеся 10 класса подготовили презентации на темы «Компьютерное моделирование и системология», где каждый ученик отразил свое внутреннее отношение к излагаемому вопросу. В процессе демонстрации своих слайдов учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. К тому же, вовлекая учащегося в творческую работу, у него развивается умение самостоятельно собирать информационно - иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для учащегося первостепенным мотивом. Самоанализ уроков, бесед с родителями и учителей - предметников показал, что у основной массы ребят сформирован эвристический и творческий уровень познавательной активности, чему способствовали и эффективные приёмы организации учебной деятельности учителем. На 3 этапе провела повторное анкетирование, которое показало, что внутренние мотивы стали преобладать над внешними (см. таблицу внутренних и внешних мотивов). Провела сравнительный анализ успеваемости, вовлечённость учащихся во внеурочную деятельность, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Всё отразила в таблицах и диаграммах, которые наглядно демонстрируют повышение мотивации учащихся. Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения. | |
Просмотров: 3382 | Загрузок: 561 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |