Элективные курсы

Рекомендации для учителей информатики

(Разработка элективных курсов)

 

Элективные курсы – это специально организованные краткосрочные курсы по выбору (8, 12, 16, 18, 34 часа и т.д.) для проведения системы «проб» ученика в разных областях деятельности, в разных профессиях.

Виды курсов предпрофильной подготовки

lОриентированные

Создают базу для ориентации в мире современных профессий, знакомятся со спецификой различных видов деятельности, носят ознакомительный характер.

lКраткосрочные

(8 – 18 часов)

lПредметные

Углубляют отдельные темы базовых общеобразовательных программ. Аналогичны элективные курсы в системе профессионального обучения

(16 – 34 часа)

 

Курсы по выбору должны быть заявлены в привлекательной для учащихся форме (плакатная реклама, компьютерные презентации)

Требования к оформлению программ элективных курсов

Программа элективного курса должна содержать следующие структурные элементы:

  титульный лист,

  пояснительную записку,

  тематический план,

  содержание изучаемого курса,

• методические рекомендации,

  списки рекомендуемой литературы и других пособий.

 

Титульный лист

На нем должны быть обозначены:

• наименование образовательного учреждения, где разработана программа;

• сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

  название элективного курса;

  класс(ы), на который рассчитана программа;

  ФИО и должность автора (авторов) программы;

• название города, населенного пункта;

  год разработки программы.

 

Пояснительная записка

Должна содержать:

• обоснование необходимости введения данного курса в школе (актуальность курса);

• указание на место и роль курса в профильном обучении. Важно показать, как курс соотносится с общеобразовательным и с базовыми профильными учебными предметами, какие межпредметные связи реализуются при его изучении, какие общеучебные и профильные умения он развивает, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, как он влияет на профессиональное самоопределение;

• цель и задачи курса (цель: для чего он изучается, какие потребности учащихся и учителей он удовлетворяет; задачи курса: что необходимо для достижения названных целей);

• сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

• основные принципы отбора и структурирования материала;

• методы и формы обучения, режим занятий;

• ожидаемый результат, т.е. ответ на вопрос: «Какие знания, умения и виды деятельности, необходимые для будущей успешной профессиональной карьеры, будут освоены?»;

• инструментарий для оценивания результатов.

Учебно – методический план

Должен содержать:

• перечни разделов и тем;

• указание на число часов, выделяемых на изучение каждой темы;

• перечень видов занятий.

Содержание курса
Краткое описание содержания всех тем.

 

Методические рекомендации

В них должны содержаться:

• советы по преподаванию каждого раздела и темы;

• описание приемов работы и используемых средств обучения;

• дидактические материалы.

 

Список рекомендуемой литературы и других пособий

Он содержит перечень книг и статей, а также других видов учебно-методических материалов, необ­ходимых для изучения курса. Желательно разделить его на 2 части: для учителя, для учащихся.

 

Критерии оценки  программы курса

lстепень новизны для учащихся;

lмотивирующий потенциал (вызывает ли ее содержание интерес у учащихся);

lразвивающий потенциал (способствует ли программа интеллектуальному, практическому, творческому и эмоциональному развитию школьников);

lполнота и завершенность заявленных линий;

lсвязность и систематичность предлагаемого материала.

lсозданную программу нужно оценивать в следующих аспектах:

lиспользование активных методов обучения;

lстепень контролируемости результатов обучения;

lреалистичность осуществления программы.

Основные аспекты программы:

Аспекты содержания первого блока

Маркеры (клише)

1. Актуальность разработки курса

·  Актуальность данной проблемы возрастает в связи с ..., связанными с ...

·  В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования ... относятся ...

·  В связи с ... большое значение приобрела проблема ...

·  Интерес к вопросам обучения ... обусловлен ...

·  Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы ...

2. Причины введения учебной дисциплины (курса, факультатива)

·  Необходимость введения ... обусловлена несоответствием действующих ... и требований ...

·  Причины введения ... заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как ...

·  Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью ... и недостаточной ...

·  Введение ..., как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что ...

3. Особенности программного материала

·  Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ...

·  Особенность изучаемого курса состоит в ...

·  Программа ... ориентирована на применение широкого комплекса ...

·  Отличительными чертами данной программы являются ...

·  Особый акцент в программе сделан на использование ..., что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

·  Предлагаемая программа является ... Она построена на основе ...

·  Нами переработаны авторские материалы ... (8), являющиеся основанием данной учебной программы.

·  Базой данного курса являются программы ... (5).

4. Роль и место дисциплины (курса, факультатива)

·  Курс входи в число дисциплин, включенных в учебный план ...

·  Особое место данного курса обусловлено ... в структуре учебного плана ОУ.

·  Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как ...

·  Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как ...

5. Адресат

·  Программа адресована ..., а также может быть частично использована в ... классах.

·  Курс рекомендован учащимся ...

·  Программа рассчитана на обучение ...

7. Требования к знаниям и умениям обучающихся.

·  В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

·  .......................................;

·  .......................................;

·  .......................................;

·  знает:

 ·  .......................................;

·  .......................................;

  умеет:

 ·  .......................................;

владеет:  

·  ......................................;

·  ....................................;

  В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия ..., этапы развития ..., принципы организации ...; понимать вопросы ...; уметь использовать ..., применять способы ..., решать ..., проводить ..., пользоваться ..., владеть культурой ...

8. Целевая установка

·  В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является ... (содействие формированию ..., создание условий для ..., ознакомление с ..., формирование целостного представления...).

·  Данный курс преследует цель ...

·  Данная программа имеет цель ...

·  В ходе ее достижения решаются задачи:

·  формировать систему ...;

·  совершенствовать умения ...;

·  развивать творческий подход к ...;

·  создать основу для понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание ...).

·  Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач: ...

·  Основные задачи программы заключаются в следующем: ...

9. Структура программы

·  Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.

·  В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

·  « ..........»;

·  « ..........»;

Категория: Методические рекомендации | Добавил: adamrmo (17.11.2008) | Автор: Еремина И.К. E
Просмотров: 9007 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]