Элективные курсы – это специально
организованные краткосрочные курсы по выбору (8, 12, 16, 18, 34 часа и т.д.)
для проведения системы «проб» ученика в разных областях деятельности, в разных
профессиях.
Виды курсов
предпрофильной подготовки
lОриентированные
Создают базу для ориентации в
мире современных профессий, знакомятся со спецификой различных видов
деятельности, носят ознакомительный характер.
lКраткосрочные
(8 – 18 часов)
lПредметные
Углубляют отдельные темы базовых
общеобразовательных программ. Аналогичны элективные курсы в системе
профессионального обучения
(16 – 34 часа)
Курсы по выбору должны быть
заявлены в привлекательной для учащихся форме (плакатная реклама, компьютерные
презентации)
Требования к
оформлению программ элективных курсов
Программа элективного курса должна содержать следующие
структурные элементы:
•титульный лист,
•пояснительную
записку,
•тематический план,
•содержание
изучаемого курса,
• методические рекомендации,
•списки
рекомендуемой литературы и других пособий.
Титульный лист
На нем должны быть обозначены:
• наименование образовательного учреждения, где разработана
программа;
• сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
•название элективного
курса;
•класс(ы), на
который рассчитана программа;
•ФИО и должность
автора (авторов) программы;
• название города, населенного пункта;
•год разработки
программы.
Пояснительная
записка
Должна содержать:
• обоснование необходимости введения данного курса в школе
(актуальность курса);
• указание на место и роль курса
в профильном обучении. Важно показать, как курс соотносится с
общеобразовательным и с базовыми профильными учебными предметами, какие
межпредметные связи реализуются при его изучении, какие общеучебные и
профильные умения он развивает, каким образом создаются условия для активизации
познавательного интереса учащихся, как он влияет на профессиональное
самоопределение;
• цель и задачи курса (цель: для чего он
изучается, какие потребности учащихся и учителей он удовлетворяет; задачи
курса: что необходимо для достижения названных целей);
• сроки реализации программы
(продолжительность обучения, этапы);
• основные принципы отбора и структурирования материала;
• методы и формы обучения, режим занятий;
• ожидаемый результат, т.е. ответ
на вопрос: «Какие знания, умения и виды деятельности, необходимые для будущей
успешной профессиональной карьеры, будут освоены?»;
• инструментарий для оценивания результатов.
Учебно –
методический план
Должен содержать:
• перечни разделов и тем;
• указание на число часов, выделяемых на изучение каждой
темы;
• перечень видов занятий.
Содержание курса Краткое описание содержания всех тем.
Методические
рекомендации
В них должны содержаться:
• советы по преподаванию каждого раздела и темы;
• описание приемов работы и используемых средств обучения;
• дидактические материалы.
Список
рекомендуемой литературы и других пособий
Он содержит перечень книг и статей, а также других видов
учебно-методических материалов, необходимых для изучения курса. Желательно
разделить его на 2 части: для учителя, для учащихся.
Критерии
оценкипрограммы курса
lстепень новизны для учащихся;
lмотивирующий потенциал (вызывает ли ее
содержание интерес у учащихся);
lразвивающий потенциал (способствует ли программа интеллектуальному,
практическому, творческому и эмоциональному развитию школьников);
lполнота и завершенность заявленных линий;
lсвязность и систематичность предлагаемого
материала.
lсозданную программу нужно оценивать в
следующих аспектах:
·Актуальность данной проблемы возрастает в связи с ...,
связанными с ...
·В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов
образования ... относятся ...
·В связи с ... большое значение приобрела проблема ...
·Интерес к вопросам обучения ... обусловлен ...
·Огромную важность в непрерывном образовании личности
приобретают вопросы ...
2. Причины введения
учебной дисциплины (курса, факультатива)
·Необходимость введения ... обусловлена несоответствием
действующих ... и требований ...
·Причины введения ... заключаются в существующих
противоречиях образовательного процесса таких, как ...
·Необходимо отметить, что существующий учебный процесс
характеризуется рассогласованием между необходимостью ... и недостаточной ...
·Введение ..., как вариативной части учебного плана ОУ,
обусловлено тем, что ...
3. Особенности
программного материала
·Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ...
·Особенность изучаемого курса состоит в ...
·Программа ... ориентирована на применение широкого
комплекса ...
·Отличительными чертами данной программы являются ...
·Особый акцент в программе сделан на использование ...,
что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к
организации учебного процесса.
·Предлагаемая программа является ... Она построена на
основе ...
·Нами переработаны авторские материалы ... (8), являющиеся
основанием данной учебной программы.
·Базой данного курса являются программы ... (5).
4. Роль и место дисциплины
(курса, факультатива)
·Курс входи в число дисциплин, включенных в учебный план
...
·Особое место данного курса обусловлено ... в структуре
учебного плана ОУ.
·Изучение данного курса тесно связано с такими
дисциплинами, как ...
·Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее
изученные дисциплины, как ...
5. Адресат
·Программа адресована ..., а также может быть частично
использована в ... классах.
·Курс рекомендован учащимся ...
·Программа рассчитана на обучение ...
7. Требования к знаниям и умениям
обучающихся.
·В результате прохождения программного материала
обучающийся имеет представление о:
·.......................................;
·.......................................;
·.......................................;
·знает:
·.......................................;
·.......................................;
умеет:
·.......................................;
владеет:
·......................................;
·....................................;
В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия ..., этапы
развития ..., принципы организации ...; понимать
вопросы ...; уметь использовать
..., применять способы ..., решать ..., проводить ..., пользоваться ..., владеть культурой ...
8. Целевая установка
·В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является ... (содействие
формированию ..., создание условий для ..., ознакомление с ..., формирование
целостного представления...).
·Данный курс преследует цель ...
·Данная программа имеет цель ...
·В ходе ее достижения решаются задачи:
·формировать систему ...;
·совершенствовать умения ...;
·развивать творческий подход к ...;
·создать основу для понимания ... (скоординировать ...,
определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание
...).
·Достижениепоставленной цели связывается с решением следующих задач: ...
·Основные задачи программы заключаются в следующем: ...
9. Структура
программы
·Графическая форма представления курса в виде
взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных
задач.
·В структуре изучаемой программы выделяются следующие
основные разделы: